Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования администрации Ленинского района г. Гродно
Государственное учреждение образования
Детский сад № 61 г.Гродно
1 ноября - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Нет сомнений, что занятия по энергосбережению помогают мотивировать детей к бережному отношению к природным ресурсам
На тематических занятиях наши ребята узнали:
◾как и зачем экономить электроэнергию, тепло и воду;
◾что такое электрический ток и где он живёт;
◾какие бывают электростанции;
◾отгадывали загадки, читали сказки, рисовали, лепили и, конечно же, не забыли поэкспериментировать.
Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
- усыновление (удочерение); - опека (попечительство); - приемная семья; - детский дом семейного типа.
УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ)
Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. С правовой точки зрения, усыновление – это установление между усыновителем и усыновленным ребенком правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителя.
Процедура усыновления в Беларуси определена Кодексом о браке и семье Республики Беларусь.
Перечень заболеваний, не позволяющих усыновить ребенка, устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.
Преимущественное право при усыновлении предоставляется родственникам ребенка при условии соблюдения интересов ребенка.
Факт усыновления составляет семейную тайну. Вы сами вправе установить, раскрывать ее или нет. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против вашей воли, привлекаются к уголовной ответственности.
Особенности усыновления:
Перечень необходимых документов:
ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО
Данная форма устройства ребенка на воспитание в семью является самой распространенной. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство – над несовершеннолетними (от 14 до 18 лет).
Функции по опеке (попечительству) над несовершеннолетними могут выполняться гражданами, а также воспитательными, лечебными, образовательными и иными детскими учреждениями, органами опеки и попечительства.
Опекун, в отличие от попечителя, имеет право и обязан совершать от имени подопечного сделки, за исключением тех, что должны быть совершены лично, и нести имущественную ответственность за вред, причиненный подопечным. Попечитель, в отличие от опекуна, имеет право и обязан давать согласие на совершение подопечным сделок.
Опекунами (попечителями) детей могут быть только совершеннолетние дееспособные лица. Не имеют права быть опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, а также те, по состоянию здоровья не может исполнять обязанности по воспитанию детей.
Учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), его способность к выполнению этих обязанностей, отношения между ним и ребенком, отношение к ребенку членом его семьи, а также желание самого ребенка.
На содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), установлена выплата денежных средств.
Опекуны и попечители обязаны проживать с ребенком одной семьей. Исключение предусмотрено только в отношении несовершеннолетних, достигших 16-ти лет.
Дети могут общаться со своими родителями и родственниками, если это не противоречит их интересам.
Особенности опеки и попечительства:
Перечень необходимых документов:
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ
Приемная семья – одна из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, именуются приемными родителями, ребенок (дети), передаваемый на воспитание приемным родителям, именуется приемным ребенком (детьми), а такая семья – приемной семьей.
Обучение (подготовку) приемных родителей организует отдел образования по месту жительства родителей.
Приемная семья образуется на основании:
- договора об условиях воспитания и содержания детей (заключается между органом опеки и попечительства и приемным родителем);
- трудового договора между отделом образования местного исполнительного и распорядительного органа и приемным родителем.
После этого орган опеки и попечительства выдает удостоверение приемного родителя по форме, установленной Министерством образования Республики Беларусь, на срок действия этих договоров.
Социальную, педагогическую, психологическую, правовую помощь можно получить в отделе образования, социально-педагогическом центре по месту жительства и других организациях, уполномоченных органом опеки и попечительства.
За условиями содержания, воспитания и образования приемных детей осуществляется контроль, анализируется деятельность приемных родителей, а также выполнение планов защиты прав и законных интересов приемных детей.
Особенности приемной семьи:
Приемные ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей.
Условия оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законодательством Республики Беларусь.
Деятельность приемной семьи в Республике Беларусь регулируется «Положением о приемной семье» №1678 от 28 октября 1999 года.
Перечень необходимых документов:
ДЕТСКИЙ ДОМ СЕМЕЙНОГО ТИПА
Детский дом семейного типа – семья, принявшая на воспитание от 5 до 10 детей.
Обязанности по воспитанию детей выполняются на основании:
- договора об условиях воспитания и содержания детей (заключается между органом опеки и попечительства и каждым из родителей-воспитателей);
- трудового договора (заключается между отделом образования и каждым из родителей-воспитателей на срок действия договора об условиях воспитания и содержания детей).
Для создания детского дома семейного типа обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи и воспитанника должна составлять не менее 15 квадратных метров.
Родители-воспитатели являются педагогическими работниками. На детский дом семейного типа устанавливается 1,5 штатной единицы родителей-воспитателей.
Родителями-воспитателями могут быть лица обоего пола в возрасте от 25 лет.
В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи. При отборе родителей-воспитателей преимущественным правом пользуются лица, имеющие педагогическое, психологическое или медицинское образование, положительный опыт воспитания детей в качестве родителей, усыновителей, приемных родителей, опекунов (попечителей).
Время работы в качестве родителей-воспитателей засчитывается в общий трудовой стаж в соответствии с законодательством.
На содержание воспитанников детских домов семейного типа осуществляются ежемесячные денежные выплаты согласно установленным нормам расходов на питание, обеспечение одеждой/ обувью, мягким инвентарем и оборудованием, учебниками, учебными пособиями и принадлежностями, предметами личной гигиены, иными предметами первой необходимости, а с 7 лет – на личные расходы в порядке, установленном законодательством.
Родители-воспитатели ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей.
За условиями содержания, воспитания и образования воспитанников осуществляется контроль, анализируется деятельность родителей-воспитателей, а также выполнение планов защиты прав и законных интересов приемных детей.
Социальную, педагогическую, психологическую, правовую помощь можно получить в отделе образования, социально-педагогическом центре по месту жительства и других организациях, уполномоченных органом опеки и попечительства.
ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Патронатное воспитание – форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатных родителей при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов этого ребенка между государственным учреждением и патронатными родителями.
Патронатная семья – это семья, которая дружит с ребенком из детского дома, приглашает его в гости, берет с собой в театр, кино, на отдых. Передача ребенка на воспитание производится на основании договора. В договоре устанавливается срок, на который ребенок передается в семью, права и обязанности участников договора, другие условия, а также основания и последствия прекращения такого договора. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, преданные в патронатную семью, имеют все права воспитанников учреждений для детей-сирот, обеспечиваются за счет государства, а воспитательные функции берут на себя семьи.
Патронатное воспитание – это профессиональная работа, предусматривающая:
- пособие на содержание ребенка;
- наличие постоянных квалифицированных помощников: врача, психолога, социального педагога, учителя-дефектолога.
Патронат может быть непрерывным и периодическим.
Непрерывный патронат – это временное устройство ребенка с момента помещения его в семью патронатного воспитателя до окончательного решения вопроса о его устройстве.
Периодический патронат – это периодическое временное устройство одного и того же ребенка в одну и ту же семью патронатного воспитателя (на выходные и праздничные дни, в каникулярное время). Возможна передача ребенка на патронатное воспитание от 1-2 дней до 3 месяцев.
Один и тот же патронатный воспитатель может осуществлять одновременно различные формы патроната (смешанный патронат).
На патронатное воспитание в одну семью может передаваться от 1 до 3-х детей, но не более 4 детей.
Дети, состоящие между собой в родстве, как правило, передаются в одну патронатную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.
Контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны, их регламент определяется по согласованию сторон.
Ежегодно, с 1996 года, 14 октября празднуется Республиканский День Матери. Наш коллектив присоединился к Республиканской профсоюзной акции "Поздравим маму вместе!", а также организовал поздравление для мам воспитанников.
Быть мамой - значит дать жизнь новому человеку, хранить и оберегать его. Мама, мамочка, мамуля...Слова, которые в жизни каждого человека ассоциируются с самыми теплыми, светлыми и сокровенными чувствами. С праздником Вас, МАМЫ!!!
В целях профилактики и пресечения преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних с 14.10.2024 по 27.10.2024 на территории Ленинского района г. Гродно будет проводиться основной этап специальной программы "Детство без насилия"
В период с 14 октября по 30 октября пройдет республиканская пожарно-профилактическая акция «За безопасность вместе», направленная на предупреждение пожаров и гибели людей от них в жилищном фонде.
Цель акции: снижение количества пожаров, происходящих по причине несоблюдения гражданами правил пожарной безопасности в жилых зданиях и сооружениях, населенных пунктах и территориях, в т.ч. в сельской местности, повышение информированности населения о возможностях государственных организаций по оказанию услуг в сфере обеспечения пожарной безопасности, укрепление правопорядка, предупреждение правонарушений, совершаемых гражданами в состоянии алкогольного опьянения.
Задачи:
Профилактические мероприятия проводятся с целью снижения количества пожаров, происходящих по причине несоблюдения гражданами правил пожарной безопасности в жилых зданиях и сооружениях, населенных пунктах и территориях, повышения информированности населения о возможностях государственных организаций по оказанию услуг в сфере обеспечения пожарной безопасности, укрепления правопорядка, предупреждения правонарушений, совершаемых гражданами в состоянии алкогольного опьянения.
В ходе акции работники МЧС и заинтересованные субъекты профилактики: посетят и проведут индивидуальную инструктивно-разъяснительную работу с оценкой безопасности условий проживания по месту жительства одиноких и одиноко проживающих престарелых граждан и инвалидов, семьи, в которых дети находиться в социально-опасном положении; выступят в трудовых коллективах по вопросам соблюдения правил пожарной безопасности в осенне-зимний период.
В период проведения акции «За безопасность вместе» каждый житель может обратиться в территориальный орган по чрезвычайным ситуациям для проведения обследования противопожарного состояния жилища.
- Проверьте работоспособность автономных пожарных извещателей, а в случае отсутствия установите их в жилых помещениях. Не эксплуатируйте неисправные электроприборы и оборудование, не включайте в сеть одновременно несколько электроприборов большой мощностью, уходя из дома выключайте все электроприборы из сети, не курите в жилом помещении, не оставляйте детей без присмотра, - напоминают спасатели.
Для учащихся ГУО "Гимназия № 5 г. Гродно имени В.С.Короткевича" на базе нашего учреждения образования работает секция "Туристята", которую проводит работник ГУО "Гродненский областной центр туризма и краеведения".
Ребята изучают основы спортивного ориентирования и краеведения. Полученные знания способствуют развитию общей физической подготовки, интеллектуальных способностей, логического мышления.
«Информация МЧС! 11 августа детская шалость с огнем привела к пожару скирды соломы, в огне которой погиб 10-летний ребенок! Уважаемые родители! Обеспечьте контроль за времяпрепровождением детей, не оставляйте их без присмотра! Напомните им действия при пожаре: не паниковать, нигде не прятаться, убегать из помещения, сообщить взрослым, звонить по телефону 112».
Всем известно, как дети стремятся быть взрослыми и подражать им. Чаще всего в подражании взрослым дети используют «запрещенные» предметы. Особенная любовь у них к спичкам, и к большому сожалению места для подобных «игр» у детей нередко оказываются самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки, подвалы, сараи, сеновалы…
Причинами этих бед оказывается беспечность и невнимательность взрослых, это оставленные в доступных места спички, зажигалки или даже потакание капризам ребенка, когда детям разрешают разжигать или присматривать за топящейся печью или оставленная без присмотра горящая свеча, раскаленный утюг или кипятильник.
Не лучшая ситуация с отопительными приборами, которые взрослые забывают выключать выходя из дома даже на первый взгляд кажущееся незначительное время. Мы, взрослые забываем, что безопасность наших детей зависит от нас самих. В первую очередь от нашего примера — разводим ли мы костер вблизи строений, тушим ли мы его, проговариваем ли и как часто правила пожарной безопасности.
Правила пожарной безопасности необходимо прививать детям с раннего детства и не прекращать этой работы по мере их взросления:
- регулярно повторяйте детям о пожаробезопасном поведении;
- подавайте детям положительный пример во всех ситуациях, связанных с соблюдением правил пожарной безопасности;
- следите за недоступностью пожароопасных предметов,
- не поручайте и не разрешайте детям разжигать печи, газовые плиты, самостоятельно включать электробытовые приборы;
- уходя из дома, не оставляйте детей без присмотра;
- организуйте интересное времяпрепровождение со своими детьми.
Уважаемые взрослые, еще раз напоминаем!
«Безопасность наших детей зависит только от нас»
На этой неделе прошли тематические дни, посвященные белорусским народным сказкам, русским народным сказкам, сказкам народов мира, литературным сказкам, волшебству сказок.
На протяжении пяти дней наши ребята:
- слушали сказки, которые рассказывали педагоги, прослушивали сказки в аудиозаписи, читали сами по слогам;
- рассказывали сказки по картинкам, от лица героев;
- составляли концовки сказок в игре-импровизации "Составим сказку на новый лад";
- участвовали в выставках книг со сказками, играх-драматизациях сказок "Коцiк, пеýнiк i лiсiца", "Тараканище" , спектакле в масках по сказке В.Осеевой "Волшебная палочка";
- играли в дидактические игры "Волшебные превращения", " Из какой сказки", "Угадай сказку по трем словам", "Поезд сказок", "Назови героев сказки" и др.;
- участвовали в творческих мастерских "Пластилиновый театр" (лепка), "Рукавичка" (детский дизайн), "Музыкальные самоделки" (конструирование из природного и бросового материала), "Мой любимый сказочный герой" (рисование).
Гродненская область отмечает в 2024 году 80-летие со дня образования. Гродненщина имеет богатое историческое прошлое. 20 сентября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР из частей Белостокской, Брестской и Барановичской областей была образована Гродненская область с центром в Гродно.
Гродненщина находится на северо-западе Республики Беларусь, на севере граничит с Литвой, на западе – с Польшей. Площадь региона – 25,1 тыс. кв.км.
По территории Гродненской области протекает 80 рек. Самые крупные из них — Неман, Вилия, Зельвянка, Щара, Котра. В регионе расположены 34 озера, в том числе Белое, Рыбница, Свитязь. Имеются крупные лесные массивы — Налибокская пуща, Липичанская, Графская, частично Беловежская пуща.
На территории Гродненской области находится 15 природных заказников республиканского значения, 95 памятников природы республиканского значения.
Полезные ископаемые: железные руды, торф, мел, кирпичная и черепичная глины, цементное и известковое сырье, силикатные пески, песчано-гравийный материал.
По территории области протекает Неман — третья по величине река в Беларуси протяженностью 937 км.
В состав области входят 17 районов.
На 1 января 2023 года численность населения Гродненской области составляла 998 600 человек, в том числе в городской местности — 768 933 человека, в сельской местности — 229 667 человек.
Сегодня Гродненщина — динамично развивающийся регион, обладающий значительным производственным и экспортным потенциалом. На долю Гродненской области приходится свыше 10% промышленного производства Республики Беларусь.
Гродненская область — развитый аграрный регион страны, располагающий достаточным природно-ресурсным потенциалом для удовлетворения потребностей экономики. Основные сельскохозяйственные отрасли – мясо — молочное животноводство, птицеводство, производство зерна, сахарной свеклы, рапса, картофеля и овощей.
Гродненская область заметно выделяется среди других областей республики своим национальным и религиозным составом. Численность белорусов составляет 66,7%, поляков — свыше 20%, затем следуют русские, украинцы, литовцы, татары, евреи и другие национальности.
В Республике Беларусь свобода совести и вероисповедания является неотъемлемым правом каждого гражданина, поэтому населению страны присуще многообразие религиозных течений. Самая распространенная религия — на территории Гродненской области – христианство (православие и католицизм). Всего в Гродненской области насчитывается 17 религиозных конфессий с общей численностью религиозных общин 490.
В Гродненской области действуют 20 музеев, 3 театра и филармония.
Девять старинных замков, включая королевские, десятки древних храмов, монастыри и родовые усадьбы, более 700 объектов из Списка историко-культурных ценностей Беларуси — все это делает Гродненскую область особо притягательной для сотен тысяч туристов из Беларуси и зарубежья.
Одно из наиболее важных мест паломничества в Беларуси — Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь (XVII и XIX вв.).Мирский замок — выдающееся оборонное сооружение XVI столетия, занесенное в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Также в числе основных достопримечательностей региона — церковь святых Бориса и Глеба (Коложская, XII в.),
Бернардинский костел (XVI-XVIII вв.), костел святого Франциска Ксаверия (Фарный), Лидский и Новогрудский замки,
церковь-крепость в Сынковичах (XV в.).
Десятки тысяч гостей привлекают яркие праздники и фестивали, которых ежегодно в области проводится более сотни. Самый зрелищный и массовый — Республиканский фестиваль национальных культур, который с 1996 года объединяет представителей всех народов, проживающих в стране.
С большим успехом также проходят фестиваль православных песнопений «Коложский благовест», республиканский фестиваль-конкурс детского искусства «Львенок», фестиваль искусств «Мирский замок», фестиваль «Гольшанский замок», рыцарский турнир «Меч Лидского замка», «Ганненскі кірмаш», фестиваль традиционной культуры «Скарбы Гродзеншчыны», фестиваль народного творчества «Августовский канал в культуре трех народов» и множество районных брендовых мероприятий.
Гродно. Анонс акции «В центре внимания – дети!»
С целью привлечения внимания общественности к проблеме травматизма и гибели детей от пожаров вследствие оставления их без присмотра с 19 августа по 13 сентября в городе Гродно в два этапа пройдет профилактическая акция «В центре внимания – дети!», приуроченная к началу учебного года.
В рамках 1-го этапа акции с 19 по 30 августа будут задействованы крупные торговые центры и объекты торговли, специализирующихся на реализации товаров для детей дошкольного и школьного возраста (детская одежда, игрушки, рюкзаки, канцелярские принадлежности и др.) Основной целевой аудиторией, на которую будут направлены силы спасателей, станут родители и их дети.
Родители и дети, придя за школьной формой и канцелярскими товарами, также смогут проверить свои знания по правилам безопасного поведения в повседневной жизни. Работники пропаганды предложат детям сдать «Экзамен по безопасности», что актуально в начале учебного года. Участнику вручат специальный браслет и «Дневник безопасности» с заданиями, которые необходимо выполнить. Как только он справится со всеми из них, инспектор поставит в «Дневнике» соответствующую отметку и вручит экзаменуемому «Сертификат о прохождении экзамена», который станет доказательством крепких знаний в области безопасности у его владельца.
Второй этап продлится со 2 по 13 сентября. Площадками проведения мероприятий станут образовательные учреждения, а также места массового пребывания людей. Так, в школах дети поучаствуют в тематических «Уроках безопасности» и получат наглядно-изобразительную продукцию, посмотрят обучающие фильмы, учителя пройдут инструктажи по пожарной безопасности, а родители встретятся для проведения профилактических бесед и просмотра тематических видеофильмов от спасателей.
В акции примут участие активисты БМООСП, представители учреждений образования, другие заинтересованные организации, а также средства массовой информации, которые будут транслировать тематические видеоролики, наполнять радиоэфир аудиоинформацией и размещать статьи, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций с участием детей.
Присоединяйтесь к акции и сделайте детство своих детей счастливым и безопасным!
На гэтым тыднi нашы выхаванцы:
- замацоȳвалi веды пра сiмвалы Беларусi, яе арнамент;
- знаёмiлiся з беларускiмi паэтамi, пiсьменнiкамi, кампазiтарамi;
- наведвалi выставу партрэтаȳ знакамiтых людзей Беларусi, гутарылi аб iх, арганiзаваную ȳ старэйшай групе;
- удзельнiчалi ȳ конкурсе "Герой беларускай кнiгi;
- сузiралi iлюстрацыi да твораȳ беларускiх пiсьменнiкаȳ i паэтаȳ;
- слухалi апавяданнi i верша на роднай мове;
- удзельнiчалi ȳ тэатральнай пастаноȳцы беларускай народнай казкi "Пых";
- ажыццяȳлялi дзейнасць па выяȳленчаму мастацтву на тэмы "Бусел на даху", "Беларускi рушнiк", "Карагод на свята", "Медаль для пераможцы спаборнiцтваȳ", "Героi беларускай кнiгi" i г.д.
В учреждении образования прошли 5 тематических дней: "День науки", "День театра", "День искусства", "День музыки", "День развлечений".
Воспитанники принимали участие в творческих мастерских "Театр на карандашах", "Пластилиновый театр на пальчиках", природных лабораториях "Зоосад", "Лаборатория песка", экспериментальной лаборатории "Необычное рисование".
Рисовали с музыкальным сопровождением музыкальные ноты, музыкальные инструменты, лепили театральные маски, создавали декоративную аппликацию "Скатерть для семьи"и др.
Играли в музыкально-дидактические игры "Эхо", "Тише, громче в бубен бей", "Радужная песня настроений", участвовали в танцевальном марафоне.
Посетили выставку пожарной аварийно-спасательной техники и оборудования.
Чем занимались ребята на этой неделе?
- расширяли свои представления о пожарной и дорожной безопасности, о безопасности дома и в природе, о взаимосвязи между безопасностью и здоровьем;
- играли в сюжетно-ролевые игры "Пожарные", "Оживленная улица", "Поликлиника", в режиссерские игры "Я - пожарный", "Я - шофер", "Я - доктор" и др.;
- принимали участие в викторинах загадок по теме недели, в мини-исследованиях "Читаем дорожные знаки", "В мире опасных предметов", в игровом тренинге "Телефоны служб спасения";
- создавали плакаты на тему "Безопасное лето"