Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования администрации Ленинского района г. Гродно
Государственное учреждение образования

Детский сад № 61 г.Гродно

Страничка педагога-психолога

Домашний театр

Сегодня существуют самые разнообразные виды театров, где актёрами являются взрослые куклы, и даже сами дети. Выбор театров велик, а вот репертуар, как правило, составляют сказки, которые учат детей быть добрыми и справедливыми. Огромную радость детям доставляет театр.

Совсем маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, двух – трех летних малышей вести еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль – игру и даже привлечь к нему самого малыша, наверное, можно. Домашние спектакли, как-то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей.

Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, учат искренне сопереживать: радость, печаль, гнев, тревогу и др. Через игру ребенок не только распознает эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передает с помощью выразительных средств разнообразные эмоции, которых так не хватает ребенку в наше время. Ведь зачастую вам, родителям, бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения! А как ребенок обрадуется, если вы вместе с ним обыграете какую-либо потешку, отрывок из сказки, становясь медведем, маленьким зайчиком или хитрой лисой.

Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

Игры-драматизации – это особые игры, в которых ребёнок разыгрывает знакомый сюжет или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребёнок создаёт свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актёра, и в режиссёра, и в сценариста. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развиваются воображение, творческие способности ребёнка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Всё это очень важно для познавательного и эмоционального развития.

Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребёнку. Но для таких игр необходимы особые игрушки – игрушки-артисты. Такими артистами, как правило, бывают куклы.

Театр двух кукол

Самый простой вариант игры-драматизации в домашних условиях – спектакль игрушек. Игрушечные артисты могут танцевать, прыгать, играть в прятки и догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки. А чудо, которое возникает у ребёнка на глазах, стоит ваших усилий!

Большой популярностью пользуется у детей и взрослых пальчиковый театр. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а с 5–6 лет постепенно готовит руку к письму. С самого раннего возраста можно показывать ребёнку спектакли на пальчиках. В нём все герои, сцена и сюжет расположен на одной или двух руках. В продаже есть специальные пальчиковые куклы из ткани, дерева. Также такие игрушки можно изготовить самостоятельно, используя связанный крючком напальчник и пришив к нему маленькую мягкую игрушку.

Эти простые и недорогие игрушки позволят вам вместе с ребёнком устроить настоящий театр. Наденьте сначала на свой палец одну куколку и разыграйте с ней простой сюжет, любимую сказку. Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с вами и малышом, создавая ощущение того, что он живой актёр.

К театру, доступному в домашних условиях относится и театр ложек. Куклы театра ложек – это ложки (деревянные или пластиковые, на вогнутой стороне которых изображено лицо героя. Из ткани, ленточек, ниток, бусин, фетра и т. п. сделаны остальные части героя (уши, лапы, хвост, прическа, головные уборы и т. п., а одежда (как правило, платье в виде конуса) накрывает ручку ложки, тем самым, скрывая руку кукловода.

 

Настольный театр

Дети очень любят настольно-плоскостной или объёмный театр. Сейчас в продаже можно найти большое количество вариантов такого театра. Это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках.

Играя, ребёнок с удовольствием озвучивает всех персонажей сказки. Ему приходится придумывать к каждому герою (а это не только звери и люди) свой неповторимый голос. Придумать голос бывает необходимо и ветру, и дереву, и даже волшебным феям. Такая игра развивает и воображение, и речь, и голосовой диапазон ребёнка.

Домашний кукольный театр

Наиболее богатые возможности для игры-драматизации даёт настоящий кукольный театр, который вполне можно устроить дома с помощью кукол «БИ-БА-БО». Это куклы с твёрдой головой, к которой приклеено туловище-перчатка из ткани. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками.

Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, ныть и смотреть.

Играя, ребёнок забывает обо всём. Он забывает о реальном мире, в котором живёт. Всё его сознание устремляется в мир фантазии и сказки, и ребёнок раскрывается. Застенчивый малыш во время спектакля может взять на себя роль забияки и задиры. Резкий и агрессивный – станет тихоней и почувствует агрессию на себе. Куклы помогают ребёнку перевоплотиться, встать на место другого человека.

Уважаемые родители! Читайте дома больше сказок, стихов и т. д., беседуйте по содержанию произведений, исполняйте сказки, рассказы в лицах, будьте эмоциональными. Учите детей оперировать предметами, игрушками через личный пример, разыгрывайте мини-спектакли на любую тему, фантазируйте. Старайтесь мимикой, жестами помогать себе и ребенку в раскрытии различных образов. Шейте костюмы своими руками, делайте маски и т. д. Рисуйте с ребенком картины по прочитанным произведениям, Постарайтесь по возможности посещать с детьми театр, цирк. Закрепите в беседе правила поведения в театре.

свернуть

График работы педагога-психолога

ГРАФИК РАБОТЫ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

государственного учреждения образования

«Детский сад № 61 г. Гродно»

 

 

Должность

Ф.И.О.

Дни

Время

Педагог-

психолог

Кондратович

Екатерина

Валерьяновна

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

 

15.00-17.00

08.00-10.00

08.00-10.00

08.00-10.00

08.00-10.00

 

 

Индивидуальные консультации с родителями

 

Понедельник 16.00 – 17.00

Четверг   09.00 – 10.00

 

Индивидуальные консультации с педагогами

 

Вторник 9.00 – 10.00

свернуть

Способности Вашего ребенка: как их распознать и развивать

Консультация

«Способности Вашего ребенка: как их распознать и развивать»

 

 Подготовила: педагог-психолог

Бульцевич Э.А.

 

Помочь выбрать правильный жизненный путь для ребенка смогут только родители!

Все родители представляют своих детей очень талантливыми. И это правда – таланты можно обнаружить у каждого ребенка. Но проблема в том, что нужно правильно выявить и распознать, что именно близко вашему чаду. А еще нужно помочь малышу развивать его природные способности.

Первые задатки ребенок может проявлять уже в возрасте 4-5 лет, а в некоторых случаях повышенный интерес к какому-либо занятию может проявиться гораздо раньше. Например, способность к рисованию или музыке может проявиться в ребенке в возрасте до года. Важно не упустить этот момент и сделать все необходимое для поддержания интереса малыша, развитию его способностей.

В возрасте 10-13 лет способности раскрываются полностью. До этого возраста ребенку интересны разные занятия, и родители часто путают способности с увлечениями. Взрослым, которые абсолютно не видят в ребенке какого-то конкретного таланта, остается посоветовать делать упор на его всестороннее развитие, и малыш непременно найдет себя.

Советы родителям, как правильно выявить способности своего ребёнка

  1. Развивайте интересы малыша, а не свои собственные

Пытаться реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и ожидания — бесполезная затея. Каждый малыш – это индивидуальность, со своими пристрастиями. Поэтому попытки навязать ребенку, который замечательно поет, необходимость играть в футбол, потому что «так захотел папа», заканчиваются неудовлетворенностью, как ребенка, так и родителей.

2.Обеспечивайте всем необходимым

Перед тем, как отдавать ребенка на секцию или в кружок, оцените финансовые возможности. Ребенок занимающийся, например, живописью, будет нуждаться в покупке дорогостоящих красок, кистей и т.д. Важно иметь возможность предоставить ему все необходимое.

  1. Поощряйте все начинания

Чтобы ребенок не отчаялся после мелких неудач и проблем, необходимо хвалить и поощрять его продвижения вперед, несмотря на то, что некоторые вещи пока не получаются. Проявляйте внимание и поддерживайте малыша.

  1. Проявляйте интерес к тому, чем занимается ребенок

Поскольку мама и папа являются первыми зрителями и первыми судьями любого творения малыша, им следует проявлять искреннюю заинтересованность и радость первым успехам.

  1. Не стоит хвататься сразу за все

Не нужно выбирать путь проб и ошибок. Для ребенка, посещающего в 5 лет художественную школу, в 8 лет – уроки танцев, а в 12 музыкальную школу, наиболее вероятным финалом будет то, что ни одна из сфер не принесет успеха.

  1. Не бойтесь отказов

Если ребенок, который обожает рисовать и мечтает стать художником, неожиданно отказался посещать художественную школу, вероятно причина кроется в конфликтах с другими учениками или учителем, неумением находиться в социуме, неблагоприятная атмосфера в классе. Разберитесь в ситуации, прежде чем бросать занятия и зарывать талант.

  1. Выберите хорошего преподавателя и тренера

Нередко, успех в творчестве может зависеть от преподавателя. Перед выбором кружка лучше лично пообщаться с педагогом, оценить его как личность.

  1. Не ставьте на талант ребенка все свои ожидания и мечты

Нередко случаются ситуации, в которых, ребенок, посещающий, например, художественную школу 10 лет, так и не становится великим художником. В этом нет ничего страшного, ведь ребенок, получал полезные знания и развивался.

Сомневаясь в наличии каких-либо определенных способностей или задатках ребенка, посетите консультацию психолога. Специалист поможет выявить склонности малыша.

Как определить способности ребенка самостоятельно

Для правильного подхода к ребенку необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности, выяснить, какая между ними связь и чем они отличаются.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Так, никто не может сразу ответить на вопрос, какими способностями обладает новорожденный малыш. Человек начинает развиваться с момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности.

Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности. Еще их называют задатками, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития.

Таким образом, задатки – некоторые генетические способности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей.

Задатки обуславливают возможности для развития способностей при обучении, воспитании, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисование, занятие музыкой).

Итак, способности представляют собой сплав природных и приобретенных способностей. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда.

Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо выяснить, какими они бывают.

В психологии принято выделить способности в соответствии с несколькими сферами деятельности человека: интеллектуальной, академических достижений, творчество мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной. Каждой названной сфере соответствуют особые черты ребенка. При внимательном наблюдении за детьми следующая информация поможет определить сферу талантов ребенка.

Интеллектуальная сфера талантов проявляется такими чертами, как:

наблюдательность;

разносторонняя любознательность;

исключительная память;

легкая обучаемость;

широкий кругозор;

умение хорошо излагать свои мысли.

Сфера  академических достижений  очень широка, соответственно, широк и диапазон талантов, проявляемых в ней. Так, если у ребенка хорошие способности к чтению (и, скорее всего, к гуманитарным наукам в целом), то он:

часто выбирает своим занятием чтение;

использует богатый словарный запас;

подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;

способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;

демонстрирует умение читать.

Если дошкольник талантлив в математике, то для него характерно:

проявление большого интереса к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;

проявление необычного для своего возраста понимания математических отношений;

демонстрирование легкости в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);

выполнение простейших операций сложения и вычитания без особых усилий;

умение разбираться в измерении времени (часы, календари) или денег.

Для детей, имеющих способности к естественным наукам, характерно:

внимание к предметам и явлениям;

проявление большого интереса или исключительных способностей к классификации;

частые вопросы о происхождении или функциях предметов;

проявление большого интереса к естественно – научным опытам и экспериментам.

Дети, у которых преобладают академические способности, хорошо учатся в школе, поскольку они умеют сидеть, слушать, изучать, впитывать, понимать. Хотя это совсем не означает того, что они смогут конструктивно использовать полученные знания в жизни.

Если у ребенка творческое мышление, т.е. он имеет склонности к творчеству, то он:

чрезвычайно пытлив и любознателен;

способен не отвлекаясь заниматься интересующем его делом, работой;

демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей;

часто делает все по — своему (независим);

проявляет изобретательность в изобразительной деятельности, играх, использовании материалов и идей;

продуцирует оригинальные идеи или находит оригинальные решения. Дети, которые одарены творческими способностями, имеют более развитое, чем у их  сверстников  воображение.  Такие ребята часто думают по-другому, являются оригинальными и творческими личностями.

Сфера        художественной деятельности      подразумевает способности   к изобразительной деятельности и / или к музыке.

В первом случае для ребенка характерны:

проявление очень большого интереса к визуальной информации;

проведение большого количества времени за рисованием или лепкой;

демонстрирование опережающей свой возраст умелости;

осознанное построение композиции картин или рисунков;

отменные композиция, конструкция и цвет работ.

Способный к музыке ребенок:

проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;

чутко реагирует на характер и настроение музыки;

легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;

с удовольствием подпевает.

Талант в сфере общения и лидерства можно выделить у ребенка, который:

легко приспосабливается к новым ситуациям;

предпочитаем другими детьми в качестве партнера по играм и занятиям;

в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе4

имеет тенденцию руководить играми и ли занятиями других детей;

с легкостью общается с другими детьми и взрослыми;

Другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

Талант может проявляться в двигательной сфере. В этом случае ребенок:

проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

любит движение (бег, прыжки, лазание)

обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);

прекрасно удерживает равновесие;

обладает исключительной для своего возраста физической силой,

демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

У некоторых детей заметны интуитивные способности. Они схватывают информацию на лету; им не требуется заучивать ее или слышать от взрослых. Дети, обладающие подобными способностями, имеют развитое чувство и могут понимать информацию без необходимости вникать в детали.

Следует помнить, что два ребенка, имеющих одинаковые способности, будут проявлять их по-разному. Например, один ребенок может быть экстравертом, а другой интровертом. Это также надо учитывать, создавая сферу, благоприятствующую развитию детских талантов.

90 % успеха в творчестве ребенка зависит от семьи и родителей. Ребенок начинает делать то, что ему нравится, но если взрослые отнесутся к его увлечениям с непониманием или равнодушием, это может быстро погасить интерес к любимому делу.

Поощрение, внимание к тому, что делает ребенок, поддержка близкого окружения – вот то, что обязательно позволит его способностям развиваться и расти!

свернуть

Жестокое обращение с ребенком

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЁНКОМ

Одним из наиболее тяжёлых и разрушительных примеров отношений «родитель-ребёнок» является жестокое обращение с детьми. Независимо от возраста ребёнка жестокий родитель разрушает ожидания любви, доверия и привязанности, которые столь существенны для развития здоровой личности и социального развития.

Традиционно различают 4 категории жестокого обращения с детьми.

Физическое насилие – нанесение ребёнку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний. Это избиения, истязания, сотрясения, удары (в том числе с использованием различных предметов в качестве орудий насилия), пощёчины, таскания за уши, прижигания горячими предметами, укусы, вовлечение ребёнка в употребление алкоголя, наркотиков, принуждение к приёму отравляющих веществ (мед. препаратов, вызывающих одурманивание, попытки удушения), утопления ребёнка.

Психологические последствия физического насилия:

- выраженные негативные эмоции (страх, тревога, растерянность, беспокойство)

- ЗПР, дезадаптация в детском саду, школе

- проявления неврозоподобной симптоматики

- расстройства сна, аппетита, потеря веса

- энурез, энкопрез, тики, ночные страхи

- в подростковом возрасте – протестные реакции на наказания, уходы из дома, поиск поддержки в асоциальных компаниях, самоубийства

Сексуальное насилие – вовлечение зависимых, незрелых детей в сексуальную активность, которую  они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которые нарушают общественное табу. Это обнажение, оральные, анальные и сексуальные генитальные контакты, детская порнография, демонстрация непристойных действий, сексуальные ритуалы, инцесты (включая отчимов и опекунов).

Последствия сексуальных посягательств:

- у дошкольников – тревога, ночные кошмары, избегающее поведение, уходы, депрессия, боязливость, задержка развития, чрезмерный контроль ребёнка за окружением, агрессия, антисоциальное и неконтролируемое поведение, неадекватное сексуальное поведение

- у школьников – страх, невротическое и общее психическое заболевание, агрессия, ночные кошмары

- у подростков – резкое изменение всего стиля жизни, понимание сексуального характера совершаемых с ними действий, агрессивность и неконтролируемость, потеря интереса к привычным занятиям, чувство вины, самоуничижение, ощущение угрозы, отвращение не только к насильнику, но и к другим людям, весь мир воспринимается как враждебный и опасный.

- физические нарушения – генитальные повреждения,  беременность, заболевания, передающиеся половым путём, головная боль, боли в животе, энурез, расстройства сна и аппетита

- агрессивное и жестокое поведение, воровство, противоправное поведение, зависимость от алкоголя и наркотиков, избегание или наоборот повторение ситуации, вызывают сексуальные посягательства

- самокалечение, мысли и попытки к самоубийству

- учащение мастурбации, повторение сексуальных действий с другими, нетипичные для данного возраста сексуальные знания.

Пренебрежение потребностями ребёнка или отсутствие заботы о нём – родители или замещающие их лица не обеспечивают ребёнка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям, что наносит вред психическому и физическому здоровью ребёнка. Это пренебрежение потребностями в образовании, присмотре, мед. уходе (например, несогласие на вакцинацию при хроническом заболевании у ребёнка), физическим и эмоциональным здоровьем. Что чаще встречается в семьях с выраженными материальными проблемами. Но во многих малообеспеченных семьях этот дефицит может компенсироваться теплотой, заботой и участием.

Последствия пренебрежением нуждами ребёнка:

- физическая ослабленность, болезненность

- ребёнка дразнят за его внешний вид (плохая одежда, неприятный запах и др.)

- плохое поведение (трудности самоконтроля, двигательная расторможенность, повышенная утомляемость)

- хроническое чувство неуспешности, низкая самооценка

- недостаточность общих знаний, соответствующих возрасту, словарного запаса, плохая ориентированность в социальных вопросах

- часто их отвергают, над ними смеются, их ругают

Эмоциональное или психологическое насилие – постоянное отвержение, унижение, превращение ребёнка в «козла отпущения» людьми, которые должны беречь его и заботиться о нём. Эмоциональное насилие настолько распространено, что каждому человеку приходилось хоть раз переживать его. Однако длительные переживания эмоционального насилия или повторяющееся грубое психологическое давление может оказать серьёзное влияние на формирование личности ребёнка. Сюда относят:

отвержение – взрослый не понимает ценности, важные для ребёнка,  пренебрегает существенно важными для него потребностями

изоляция – взрослый ограждает ребёнка от нормального общественного опыта, не даёт ему заводить друзей, формирует у ребёнка представление о том, что он один в этом мире и не может ни на кого полагаться

терроризирование – взрослый словесно оскорбляет ребёнка, создавая атмосферу страха и запугивания

игнорирование – взрослый намеренно не даёт ребёнку эмоционально и личностно развиваться

развращение – ребёнка вовлекают в пагубное антисоциальное поведение, что приводит к формированию искажённого представления об общественных нормах, правах и способах поведения в обществе

 

ПОЧЕМУ ВЗРОСЛЫЕ ПРИБЕГАЮТ К НАКАЗАНИЯМ: ПРИЧИНЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

  1. медико-психиатрические причины. Установлено точно, что многие взрослые, проявляющие жестокость в обращении с детьми, сами в детстве подвергались подобному обращению
  2. социально-экономические причины. Бедность, безработица или внезапная потеря работы, скученность (перенасыщенность) или наоборот, изоляция в обществе, приводящее к нарастанию эмоционального напряжения, неудовлетворённости собой, окружающими и жизнью в целом
  3. ситуационные причины. Особенности поведения ребёнка, несоответствие ребёнка ожиданиям родителя, нарушение отношений в семье, переживание острого или хронического стресса, отделение ребёнка от матери в младенческом возрасте на длительное время, изоляция родителя от привычного социального окружения.

 

Сегодня преднамеренное нанесение серьёзных травм ребёнку или выступление причиной его смерти являются серьёзными уголовными преступлениями, кара за которые варьирует от лишения родительских прав до высшей меры наказания.

свернуть

Кризис 3-х лет

«Кризис 3 лет»

 «Кризис 3 лет» - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.

Кризис трех лет — это кризис социальных отношений, и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция "Я сам". Ребенок познает различие между "должен" и "хочу".

Кризис трех лет выражается в следующем:

1. Негативизм. Нужно отличать от непослушания. Непослушание проявляется тогда, когда ребенок делает то, что ему очень хочется делать, но взрослый не разрешает это, т.е., ребенок не исполняет указания взрослого. Мотив непослушания – сильное желание ребенка. Негативизм же проявляется тогда, когда ребенок не желает делать что-то, потому что просьба исходит от взрослого. Ребенок не обращает внимания на суть просьбы. Что бы взрослый ни просил, на все он отвечает «нет».

2. Упрямство. Нужно отличать от настойчивости. Настойчивость проявляется тогда, когда ребенок хочет чем-то заниматься, например, рисовать, а мама зовет его спать. Упрямство же наблюдается тогда, когда ребенок настаивает на чем- нибудь только потому, что он это уже потребовал. Упрямство практически не наблюдается в отношениях со сверстниками. Оно возникает только в отношениях со взрослыми. Например, ребенок не хочет есть суп не потому, что он ему не нравится, просто, на просьбу мамы он уже сказал один раз « нет» и теперь повторяет свой отказ.

3. Непослушание. Оно проявляется против норм воспитания.

4. Своеволие и капризность. Проявляется желание ребенка к самостоятельности: «Я сам»

5. Протест, бунт. Ребенок находится в состоянии войны со всеми, кто его окружает. Это проявляется в постоянных конфликтах и ссорах.

6. Обесценивание взрослого. Ребенок может кусать, бить его, кидаться разными предметами, перестав ценить взрослого.

7. Деспотичное руководство родителями. Ребенку, например, не нравится, что мама сидит в кресле, а не на диване. Он требует, чтобы она пересела, устраивает истерику, если желание не выполняется.

 Несмотря на такие яркие негативные поведенческие реакции, которые могут наблюдаться у Вашего ребенка в этот период, кризиса бояться не надо. Любой ребенок должен его пережить, потому что так происходит становление его личности. Плохо, когда кризис "забивается" во внутрь ребенка, что может приводить к различным неврозам. А также, вялое течение кризиса может указывать на задержку в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка.

Что могут сделать родители:

• Одна из причин кризиса в потребности делать так, как взрослые. Ее легко удовлетворить в совместных играх и продуктивной деятельности. Когда новые потребности будут удовлетворены, то негативные симптомы кризиса будут наблюдаться меньше. Таким образом, в период кризиса взрослый должен взаимодействовать с ребенком: вместе играть, рисовать, лепить и т. д. Ребенок ощущает потребность в поддержке и активном, а не пассивно - наблюдательном содействии взрослого.

• Не считайте ребенка «избалованным» или «испорченным», помните, что это естественный этап его развития.

• Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности, самостоятельность ребенка.

• Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.), их не должно быть слишком много.

• Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно что-то объяснять, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.

• Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша.

• Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.

свернуть

Семейные конфликты

Семейные конфликты.

Изображение

Не диктуйте другому человеку, как он должен себя вести, не требуйте немедленно исправиться, извиниться и т. п. Если вы станете навязывать свои правила поведения, конфликт только усугубится. Другая крайность - замкнуться в своих пережива­ниях, уйти от выяснения отношений, не разговаривать месяца­ми. Конфликт можно разрешить только тогда, когда обе сторо­ны готовы к диалогу.

• Не обвиняйте другого человека. Лучше сказать о своих чувствах.

• Следите за своими жестами. Невольное хватание за руку, указывание пальцем, сжатые кулаки провоцируют агрессию. Жесты должны быть максимально доброжелательными. Поста­райтесь расслабиться и успокоиться.

• Не повышайте голоса. В начале ссоры вы, скорее всего, не сможете контролировать свои эмоции. Тем не менее, старай­тесь выработать в себе привычку успокаиваться и беседовать, не повышая голоса. Помните, что человек, на которого кричат, слышит только, как вы говорите, но не понимает, что именно пытаетесь донести до него.

• Ни в коем случае нельзя ссориться в постели и там, где вы принимаете пищу. Поэтому найдите, где вы бы могли спокойно поговорить.

• Во время ссоры разбирайте её конкретную причину. При­чина ссоры может быть ничтожной, но при этом создаётся си­туация, когда выплёскивается всё накопившееся, и разрешить её бывает крайне сложно, потому что нельзя решить все проблемы сразу!

• Не сравнивайте партнёра с его родственниками. Вообще, пытаться отомстить любой ценой, используя для этого уязвимые места другого человека, - самая опасная тактика. После этого партнёр уже не сможет вам доверять, ведь его откровенность используется против него.

• Не выясняйте отношения при ребёнке, это травмирует его психику. Помните, что ребёнок любит обоих родителей, а когда они ссорятся, ему приходится принимать чью-то сторону - вы­бирать между двумя близкими людьми. Ещё опаснее сознатель­но или неосознанно использовать ребёнка как аргумент в ссоре.

• Не унижайте партнёра. Не только мужчины, но и женщины не прощают оскорблений, унижающих как их человеческое дос­тоинство, так и сексуальную состоятельность.

Конфликтуйте без посторонних!!!

• Не втягивайте в конфликт других членов семьи. Это лишь усугубит ситуацию и приведёт к затяжному конфликту.

•  Не пытайтесь перевоспитать родственников - восприни­майте их такими, какие они есть. Ищите точки соприкоснове­ния, а не различия.

•  Определите границы, в пределы которых ни вы, ни ваши родственники не должны вторгаться. Общайтесь с ними по во­просам, в которых находите общий язык

  - Если позволяет ситуация, попробуйте сказать: «Мы пого­ворим об этом, если ты перестанешь кричать на меня и ру­гаться».

- Не поворачивайтесь спиной к тому, с кем разговариваете.

- Не посягайте на личное пространство оппонента - не под­ходите слишком близко.

- Постарайтесь обойтись без угроз, особенно при выясне­нии отношений с человеком, который находится в состоянии алкогольного опьянения.

- И главное, не забывайте, что юмор убивает злость! По­этому во время ссоры попробуйте посмотреть на всё происхо­дящее иронически.

свернуть

Как справиться с детской тревожностью?

Как справиться с детской тревожностью?

         Изображение - Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
          -  Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

 - Будьте тактичны с ребенком, уважительно и терпеливо относитесь к его интересам, особенностям, тому, что его беспокоит, занимает его внимание.
- Следите за тем, чтобы фон общения с ребенком был доброжелательным, спокойным.

- Обратите внимание на обстановку, которая окружает ребенка.  Благополучная, позитивная эмоционально обстановка, теплая, доверительная психологическая атмосфера способствует снижению тревожности ребенка, снятию психического напряжения.

- Старайтесь создавать ситуации успеха, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить. Возможность ребенка почувствовать свои успехи в какой-либо деятельности (игровой, музыкальной, изобразительной, трудовой) поможет ему поверить в свои силы, подтолкнет к проявлению инициативы…

- Необходимо подчеркивать малейшие успехи ребенка и не акцентировать внимание на неудачах в той области деятельности, которая не особо удается ребенку.

- Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами, это особенно важно как для тревожных детей, так и для любых других.

- Никогда не сравнивайте ребенка ни с кем другим. Можно только сравнить его сегодняшнего с ним вчерашним и отметить его успехи, достижения, старания.

- Помогите вашему ребенку приобрести самостоятельность и независимость от кого бы то ни было. Поощряйте попытки проявления инициативы, самостоятельности. Помогите ему поверить в свои силы и возможности.

- Учите ребенка активно, позитивно взаимодействовать с окружающими, не бояться проявлять инициативу в общении. Вы можете давать ребенку доступные для его возраста поручения, требующие контакта с другими людьми: передать деньги продавцу, кондуктору, сказать спасибо при получении товара, спросить цену и так далее. Конечно, сначала в таких ситуациях нужно всегда быть рядом с ребенком, чтобы он чувствовал вашу поддержку и веру в него.

- Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из его жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций - приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д.

- В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка - предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

- Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, как трудно будет ему учить стихотворение.

- Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям - оговаривайте то, что будет происходить.

- Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

- Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

 У оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от тревожности.

Изображение

свернуть

Как научить ребенка хорошим манерам?

 
Как научить ребенка хорошим манерам

 

В некоторых странах детям, не достигшим пяти лет, разрешается делать всё, что им только заблагорассудится. Ни за какие шалости их не наказывают. Детям нашей страны не так повезло, хотя это вопрос спорный. Порой терпеть капризы и выходки своих детей довольно сложно даже родителям, что говорить об окружающих. Но любая проблема предусматривает решение. Научить ребенка хорошим манерам можно, но для этого вам потребуется большой запас терпения и времени. И чем раньше вы начнете уделять внимание  воспитанию и поведению вашего ребенка, тем лучше.

С чего начать?                                                                                               

Начать необходимо с себя. В первую очередь вы сами должны четко понимать, что такое хорошие манеры и для чего они нужны. Хорошие манеры – это не просто вовремя сказанные слова «спасибо», «пожалуйста» или «извините». Это умение себя вести в любом обществе и при любых обстоятельствах. Хорошие манеры должны быть образом жизни, а не навыком, который стоит использовать периодически с выгодой для себя.

Посмотрите на свое поведение и на свои манеры. Ребенок во всем стремится подражать взрослым. Если вы не говорите вежливых слов, не моете руки перед едой, едите набегу, откуда у вашего малыша возьмутся хорошие манеры. Он просто не сможет понять, почему вам можно так делать, а он должен соблюдать хорошие манеры. Если вы ведете себя вежливо, то  и ребенок, видя такой образец, тоже будет стремиться быть вежливым. Хвалите и поощряйте ребенка, когда он вежлив, напоминайте ему, о необходимости сказать «спасибо», когда его угостили конфетой.

Никогда не ругайте ребенка при всех за плохие манеры, как бы стыдно вам за него не было. Найдите возможность поговорить с ним наедине. Не кричите на ребенка, от крика дети замыкаются в себе и все ваши разумные доводы, разбиваются о стену непонимания. Спокойно и четко объясните ребенку, почему то, что он сделал неправильно, и как он должен был поступить. Объясняйте до тех пор, пока ребенок вас не поймет. Приводите примеры из вашей жизни, придумывайте истории, покажите ребенку, в чем преимущество хороших манер.

Чем раньше вы начнете учить ребенка хорошим манерам, тем лучше. Однако не забываете соотносить возраст ребенка с теми навыками, которым вы хотите его научить. Обучение должно происходить постепенно, настройтесь на то, что вы будете учить ребенка хорошим манерам в течение ближайших лет десяти, и потом периодически будете напоминать ребенку о его манерах.

«Ты» или «Вы»?       

         Очень часто у детей появляется привычка обращаться к взрослым на «ты». Но не нужно думать, что это вполне нормально. Эта проблема очень важна и вам стоит уделить ей должное внимание, ведь уважительное отношение к старшим – основа вежливости и хороших манер. Конечно, ребенок не сможет сразу же усвоить это правило. Возможно, поначалу малыш будет забывать обращаться ко всем без исключения взрослым, особенно незнакомым, должным образом. Но ваша задача твердо стоять на своем и не отступать. Если вы будете последовательны и настойчивы, ребенок возьмет за привычку вежливо обращаться к старшим на всю оставшуюся жизнь.

         Еще одна немаловажная проблема – привычка перебивать взрослых. Но здесь малышей можно понять, ведь они каждый день узнают так много нового, и им просто не терпится рассказать обо всём взрослым. И все же необходимо объяснить ребенку, что перебивать – не только невежливо, но и некрасиво.                                                                                                                                                                                                    
Что нужно помнить?

         Каждый малыш – личность, со своими интересами, предпочтениями и способностями. Воспитывая ребенка, необходимо учитывать его особенности. Ваша задача – как можно раньше выявить способности и интересы вашего малыша. Заинтересовать ребенка – половина успеха. Кроме того, не забывайте учитывать и возраст своего малыша. Детские развивающие игры должны подбираться с учетом возраста ребенка, в противном случае все усилия бесполезны.

         Воспитание детей – большая ответственность, не забывайте об этом. То, к чему привыкают малыши в детстве, то, что они видят вокруг, остается у них в памяти навсегда. Поэтому так важно как можно раньше «заложить» верную информацию, а затем закрепить ее на практике. И помните, что лучшего примера, чем вы сами, для вашего ребенка не найти.

свернуть

Агрессивный ребёнок

Агрессивный ребёнок

Изображение

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в "исполнении" ребёнка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий. Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:

  • Когда это началось?
  • Как ребёнок проявляет агрессию?
  • В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?
  • Что явилось причиной агрессивности?
  • Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?
  • Что на самом деле хочет ребёнок?
  • Чем вы реально можете ему помочь?

Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.

Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.

Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.

"ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ"

(для детей с 4 лет)

Каждому участнику даётся "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её "почистить".

"ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ"

(для детей с 4 лет)

Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.

Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

"ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС “МОЖНО”"

(для детей с 4 лет)

Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.

Примечание: "часы" можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

"ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ"

(для детей с 5 лет)

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:

 "А-а-а", "Ура!" и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.

Примечание:

· Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.

· После каждого штурма "болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т.д.

"ШТУРМ КРЕПОСТИ"

(для детей с 5 лет)

Из попавшихся "под руку" небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. – всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть "пушечное ядро" (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – "крепость" - не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.

"РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ"

(для детей с 5 лет)

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: "Ты – огурец", "А ты – редиска", "Ты – морковка", "А та – тыква" и т.д.

Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.

"ПО КОЧКАМ"

(для детей с 5 лет)

Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – "лягушки", живущие на болоте. Вместе на одной "кочке" капризным "лягушкам" тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: "Ква-ква, подвинься!" Если двум "лягушкам" тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в "болото" соседку, и та ищет себе новую "кочку".

Примечание: взрослый тоже прыгает по "кочкам". Если между "лягушками" дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.

"ЖУЖА"

(для детей с 6 лет)

"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. "Жужа" терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает  и начинает гоняться за "обидчиками" вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.

Примечание: взрослый следит за формой выражения "дразнилок". Они не должны быть обидными и болезненными.

свернуть

Искусство наказывать или прощать

«Искусство наказывать и прощать»

1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.

2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.

3. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.

4. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.

5. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.

6. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.

7. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой проступок.

8. Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!

9. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

  • Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
  • Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
  • Упрямство – свидетельство желания быть независимым;
  • Агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;
  • Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.

Изображение

свернуть
поделиться в: