Консультация
«Способности Вашего ребенка: как их распознать и развивать»
Подготовила: педагог-психолог
Бульцевич Э.А.
Помочь выбрать правильный жизненный путь для ребенка смогут только родители!
Все родители представляют своих детей очень талантливыми. И это правда – таланты можно обнаружить у каждого ребенка. Но проблема в том, что нужно правильно выявить и распознать, что именно близко вашему чаду. А еще нужно помочь малышу развивать его природные способности.
Первые задатки ребенок может проявлять уже в возрасте 4-5 лет, а в некоторых случаях повышенный интерес к какому-либо занятию может проявиться гораздо раньше. Например, способность к рисованию или музыке может проявиться в ребенке в возрасте до года. Важно не упустить этот момент и сделать все необходимое для поддержания интереса малыша, развитию его способностей.
В возрасте 10-13 лет способности раскрываются полностью. До этого возраста ребенку интересны разные занятия, и родители часто путают способности с увлечениями. Взрослым, которые абсолютно не видят в ребенке какого-то конкретного таланта, остается посоветовать делать упор на его всестороннее развитие, и малыш непременно найдет себя.
Советы родителям, как правильно выявить способности своего ребёнка
- Развивайте интересы малыша, а не свои собственные
Пытаться реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и ожидания — бесполезная затея. Каждый малыш – это индивидуальность, со своими пристрастиями. Поэтому попытки навязать ребенку, который замечательно поет, необходимость играть в футбол, потому что «так захотел папа», заканчиваются неудовлетворенностью, как ребенка, так и родителей.
2.Обеспечивайте всем необходимым
Перед тем, как отдавать ребенка на секцию или в кружок, оцените финансовые возможности. Ребенок занимающийся, например, живописью, будет нуждаться в покупке дорогостоящих красок, кистей и т.д. Важно иметь возможность предоставить ему все необходимое.
- Поощряйте все начинания
Чтобы ребенок не отчаялся после мелких неудач и проблем, необходимо хвалить и поощрять его продвижения вперед, несмотря на то, что некоторые вещи пока не получаются. Проявляйте внимание и поддерживайте малыша.
- Проявляйте интерес к тому, чем занимается ребенок
Поскольку мама и папа являются первыми зрителями и первыми судьями любого творения малыша, им следует проявлять искреннюю заинтересованность и радость первым успехам.
- Не стоит хвататься сразу за все
Не нужно выбирать путь проб и ошибок. Для ребенка, посещающего в 5 лет художественную школу, в 8 лет – уроки танцев, а в 12 музыкальную школу, наиболее вероятным финалом будет то, что ни одна из сфер не принесет успеха.
- Не бойтесь отказов
Если ребенок, который обожает рисовать и мечтает стать художником, неожиданно отказался посещать художественную школу, вероятно причина кроется в конфликтах с другими учениками или учителем, неумением находиться в социуме, неблагоприятная атмосфера в классе. Разберитесь в ситуации, прежде чем бросать занятия и зарывать талант.
- Выберите хорошего преподавателя и тренера
Нередко, успех в творчестве может зависеть от преподавателя. Перед выбором кружка лучше лично пообщаться с педагогом, оценить его как личность.
- Не ставьте на талант ребенка все свои ожидания и мечты
Нередко случаются ситуации, в которых, ребенок, посещающий, например, художественную школу 10 лет, так и не становится великим художником. В этом нет ничего страшного, ведь ребенок, получал полезные знания и развивался.
Сомневаясь в наличии каких-либо определенных способностей или задатках ребенка, посетите консультацию психолога. Специалист поможет выявить склонности малыша.
Как определить способности ребенка самостоятельно
Для правильного подхода к ребенку необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности, выяснить, какая между ними связь и чем они отличаются.
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Так, никто не может сразу ответить на вопрос, какими способностями обладает новорожденный малыш. Человек начинает развиваться с момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности.
Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности. Еще их называют задатками, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития.
Таким образом, задатки – некоторые генетические способности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей.
Задатки обуславливают возможности для развития способностей при обучении, воспитании, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.
Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисование, занятие музыкой).
Итак, способности представляют собой сплав природных и приобретенных способностей. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда.
Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо выяснить, какими они бывают.
В психологии принято выделить способности в соответствии с несколькими сферами деятельности человека: интеллектуальной, академических достижений, творчество мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной. Каждой названной сфере соответствуют особые черты ребенка. При внимательном наблюдении за детьми следующая информация поможет определить сферу талантов ребенка.
Интеллектуальная сфера талантов проявляется такими чертами, как:
наблюдательность;
разносторонняя любознательность;
исключительная память;
легкая обучаемость;
широкий кругозор;
умение хорошо излагать свои мысли.
Сфера академических достижений очень широка, соответственно, широк и диапазон талантов, проявляемых в ней. Так, если у ребенка хорошие способности к чтению (и, скорее всего, к гуманитарным наукам в целом), то он:
часто выбирает своим занятием чтение;
использует богатый словарный запас;
подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;
способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;
демонстрирует умение читать.
Если дошкольник талантлив в математике, то для него характерно:
проявление большого интереса к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;
проявление необычного для своего возраста понимания математических отношений;
демонстрирование легкости в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
выполнение простейших операций сложения и вычитания без особых усилий;
умение разбираться в измерении времени (часы, календари) или денег.
Для детей, имеющих способности к естественным наукам, характерно:
внимание к предметам и явлениям;
проявление большого интереса или исключительных способностей к классификации;
частые вопросы о происхождении или функциях предметов;
проявление большого интереса к естественно – научным опытам и экспериментам.
Дети, у которых преобладают академические способности, хорошо учатся в школе, поскольку они умеют сидеть, слушать, изучать, впитывать, понимать. Хотя это совсем не означает того, что они смогут конструктивно использовать полученные знания в жизни.
Если у ребенка творческое мышление, т.е. он имеет склонности к творчеству, то он:
чрезвычайно пытлив и любознателен;
способен не отвлекаясь заниматься интересующем его делом, работой;
демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей;
часто делает все по — своему (независим);
проявляет изобретательность в изобразительной деятельности, играх, использовании материалов и идей;
продуцирует оригинальные идеи или находит оригинальные решения. Дети, которые одарены творческими способностями, имеют более развитое, чем у их сверстников воображение. Такие ребята часто думают по-другому, являются оригинальными и творческими личностями.
Сфера художественной деятельности подразумевает способности к изобразительной деятельности и / или к музыке.
В первом случае для ребенка характерны:
проявление очень большого интереса к визуальной информации;
проведение большого количества времени за рисованием или лепкой;
демонстрирование опережающей свой возраст умелости;
осознанное построение композиции картин или рисунков;
отменные композиция, конструкция и цвет работ.
Способный к музыке ребенок:
проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
чутко реагирует на характер и настроение музыки;
легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;
с удовольствием подпевает.
Талант в сфере общения и лидерства можно выделить у ребенка, который:
легко приспосабливается к новым ситуациям;
предпочитаем другими детьми в качестве партнера по играм и занятиям;
в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе4
имеет тенденцию руководить играми и ли занятиями других детей;
с легкостью общается с другими детьми и взрослыми;
Другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
Талант может проявляться в двигательной сфере. В этом случае ребенок:
проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
любит движение (бег, прыжки, лазание)
обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
прекрасно удерживает равновесие;
обладает исключительной для своего возраста физической силой,
демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
У некоторых детей заметны интуитивные способности. Они схватывают информацию на лету; им не требуется заучивать ее или слышать от взрослых. Дети, обладающие подобными способностями, имеют развитое чувство и могут понимать информацию без необходимости вникать в детали.
Следует помнить, что два ребенка, имеющих одинаковые способности, будут проявлять их по-разному. Например, один ребенок может быть экстравертом, а другой интровертом. Это также надо учитывать, создавая сферу, благоприятствующую развитию детских талантов.
90 % успеха в творчестве ребенка зависит от семьи и родителей. Ребенок начинает делать то, что ему нравится, но если взрослые отнесутся к его увлечениям с непониманием или равнодушием, это может быстро погасить интерес к любимому делу.
Поощрение, внимание к тому, что делает ребенок, поддержка близкого окружения – вот то, что обязательно позволит его способностям развиваться и расти!