Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования администрации Ленинского района г. Гродно
Государственное учреждение образования

Детский сад № 61 г.Гродно

Родителям будущих первоклассников

План работы по взаимодействию в рамках преемственности на 2024/2025 учебный год

                                                           УТВЕРЖДАЮ

                                                           Заведующий

                                                                  государственным

                                                                               учреждением образования

                                                                                     «Детский сад № 61 г. Гродно»

                                                                                     ______________  О.И.Гинель

                                                                           «16»сентября 2024 г.

 

 

План работы по взаимодействию

ГУО «Детский сад № 61 г. Гродно»,  I ступени ГУО «Гимназия № 5 имени В.С.Короткевича г. Гродно»

в рамках преемственности на 2024/2025 учебный год

 

Тема

Сроки

Ответственные

1.

Утверждение плана работы по взаимодействию в рамках преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой.

сентябрь 2024

 

Заведующий ГУО «Детский сад № 61 г. Гродно».

2.

Изучение нормативного правового обеспечения преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой.

сентябрь 2024

 

Заместитель заведующего по основной деятельности Заяц О.П.

3.

Согласование  плана совместной работы с ГУО «Гимназия № 5 имени В.С.Короткевича г. Гродно».

сентябрь 2024

Руководство ГУО «Детский сад № 61 г. Гродно».

4.

Выявление детей пятилетнего возраста микрорайона детского сада, не приступивших к обучению в старшей группе в 2024/2025 учебном году (во взаимодействии с поликлиникой)

сентябрь 2024

 

Заместитель заведующего по основной деятельности Заяц О.П.

5.

Совместное совещание для заместителей директоров по учебной работе на І ступени общего среднего образования, заместителей заведующих по ОД по теме «Актуальные аспекты преемственности дошкольного и начального образования».

сентябрь 2024

 

Методисты ГУ «Учебно-методический кабинет Ленинского района г. Гродно», зам. директора по учебной работе Вьюшина О.С., заместитель заведующего по основной деятельности Заяц О.П.

6.

Посещение воспитанниками старшей группы уроков в 1 классах по учебному предмету «Введение в школьную жизнь»

сентябрь 2024

 

Заместитель заведующего по основной деятельности Заяц О.П., учителя начальных классов ГУО «Гимназия № 5 имени В.С.Короткевича г. Гродно», воспитатели дошкольного образования старшей группы ГУО «Детский сад № 61 г. Гродно».

7.

Оформление на сайте учреждения образования вкладки для родителей будущих первоклассников.

октябрь 2024

 

Заместитель заведующего по основной деятельности Заяц О.П.

8.

Совместные мероприятия с семьей. Участие в выставке поделок из природного материала и овощей «Волшебный сундучок осени»,  в акции «Мы кормушку смастерили», в выставке совместных работ и рисунков «Все цветы для Вас, мамы и бабушки», в выставке рисунков «Семья – главное богатство человека».

 

 

октябрь 2024 – май 2025

 

 

 

 

 

Заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Детский сад № 61 г. Гродно Заяц О.П., учителя начальных классов ГУО «Гимназия № 5 имени В.С.Короткевича г. Гродно», воспитатели дошкольного образования ГУО «Детский сад № 61 г. Гродно».

9.

Составление рекомендаций воспитателям дошкольного образования по теме «Преемственность дошкольного и начального образования».

 

Составление рекомендаций родителям по теме «Что должен уметь будущий первоклассник».

октябрь –

ноябрь 2024

Заместитель заведующего по основной деятельности Заяц О.П.

10.

Ознакомление воспитателей дошкольного образования ГУО «Детский сад № 61 г. Гродно» с учебными программами по учебным предметам в 1-ых классах, знакомство учителей ГУО «Гимназия № 5 имени В.С.Короткевича г. Гродно» с учебной программой дошкольного образования.

октябрь –

ноябрь 2024

Заместитель заведующего по основной деятельности Заяц О.П., заместитель директора по учебной работе Вьюшина О.С., учителя начальных классов ГУО «Гимназия № 5 имени В.С.Короткевича г. Гродно», воспитатели дошкольного образования ГУО «Детский сад № 61 г. Гродно».

11.

Круглый стол для учителей 1 классов и педагогов выпускных групп по теме «Преемственность детского сада, школы и семьи – основы сотрудничества и партнерства в подготовке будущих первоклассников».

 

декабрь 2024

Заместитель заведующего по основной деятельности Заяц О.П., заместитель директора по учебной работе Вьюшина О.С., учителя начальных классов ГУО «Гимназия № 5 имени В.С.Короткевича г. Гродно», воспитатели дошкольного образования ГУО «Детский сад № 61 г. Гродно».

12.

Посещение музея боевой славы «50-й армии» ГУО «Гимназия № 5 имени В.С.Короткевича г. Гродно».

ноябрь 2024

Заместитель заведующего по основной деятельности Заяц О.П., заместитель директора по учебной работе Вьюшина О.С.

13.

Взаимодействие СППС УДО и УО в рамках выполнения требований Декрета Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

2024/2025 учебный год

СППС ГУО «Детский сад № 61 г. Гродно и ГУО «Гимназия № 5 имени В.С.Короткевича г. Гродно»

14.

Посещение воспитанниками ГУО «Детский сад № 61 г. Гродно» театрального представления к новогодним праздникам «Новогодняя сказка» ГУО «Гимназия № 5 г. Гродно».

декабрь 2024

Заместитель заведующего по основной деятельности Заяц О.П., заместитель директора по учебной работе Вьюшина О.С.

15.

Тренинг-практикум для воспитателей дошкольного образования и учителей начальных классов «Каким мы видим будущего первоклассника».

 

 

 

 

январь 2025

 

Заместитель заведующего по основной деятельности Заяц О.П., заместитель директора по учебной работе Вьюшина О.С., учителя начальных классов ГУО «Гимназия № 5 имени В.С.Короткевича г. Гродно», воспитатели дошкольного образования ГУО «Детский сад № 61 г. Гродно».

16.

Взаимопосещение коррекционных занятий учителями-дефектологами учреждений образования.

 

февраль-март 2025

Учителя-дефектологи ГУО «Гимназия № 5 имени В.С.Короткевича г. Гродно»,  ГУО «Детский сад № 61 г. Гродно».

17.

Посещение школьной библиотеки воспитанниками детского сада. Викторина «Волшебный мир сказок».  

март 2025

Библиотекарь ГУО «Гимназия № 5 имени В.С.Короткевича г. Гродно»

18.

Проведение тестирования по определению школьной зрелости при выпуске из детского сада детей старшего дошкольного возраста и последующая обработка результатов с выработкой рекомендаций и программы коррекции недостатков.

март-апрель 2025

 

Педагог-психолог ГУО «Детский сад № 61 г. Гродно»

19.

Организация и проведение экскурсий и целевых прогулок в школу для воспитанников учреждений дошкольного образования.

апрель 2025

Заместитель заведующего по основной деятельности Заяц О.П., заместитель директора по учебной работе Вьюшина О.С.

20.

Открытые занятия в дошкольных учреждениях для ознакомления учителей начальных классов с будущими первоклассниками.

апрель 2025

Заместитель заведующего по основной деятельности Заяц О.П., заместитель директора по учебной работе Вьюшина О.С.

21.

Посещение воспитанниками ГУО «Детский сад № 61 г. Гродно» мастер-классов «В мире искусства» по эстетическим направлениям ГУО «Гимназия № 5 г. имени В.С.Короткевича г. Гродно».

апрель 2025

Заместитель заведующего по основной деятельности Заяц О.П., заместитель директора по учебной работе (эстетические уклоны) Стаселович В.В.

22.

Анкетирование родителей «Готовность ребёнка к школе». Подготовка соответствующих рекомендаций. Выставка дидактических материалов, необходимых для обучения в 1 классе.

апрель – май 2025

Педагог-психолог и воспитатели дошкольного образования 

 

23.

Собрание для родителей будущих первоклассников.

 

май 2025

 

Заместитель заведующего по основной деятельности Заяц О.П., заместитель директора по учебной работе Вьюшина О.С.

24.

Круглый стол «Готовность к школьному обучению»

май 2025

Заместитель заведующего по основной деятельности Заяц О.П., заместитель директора по учебной работе Вьюшина О.С.

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО                                                                СОГЛАСОВАНО                                                      

Зам. директора по учебной работе                                   Зам. заведующего по основной деятельности              

ГУО «Гимназия № 5                                                         ГУО «Детский сад № 61 г.Гродно»

имени В.С.Короткевича г. Гродно»                                     О.П.Заяц  _______________

О.С.Вьюшина  ________________                                     

 

свернуть

О преемственности между дошкольным и начальным образованием

Преемственность

между дошкольным и начальным образованием

 

При поступлении выпускников дошкольного учреждения образования в начальную школу происходит их приспособление к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования их готовности к обучению в начальной школе. Процесс адаптации выпускников в начальной школе многоаспектен и включает приспособление к режиму работы школы; школьному и ученическому коллективу; организационным формам обучения и воспитания; традициям и ценностям начальной школы.

Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезненен для участников, в первую очередь для самого ребенка.     

        Преемственность в системе образования – это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.

Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены  дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

         Работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в первом классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому обучению.

        Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

        Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествует уроку в школе.

        Одним из интегральных показателей деятельности учреждения дошкольного образования является формирование готовности детей к обучению в школе. Этот показатель отражает качество работы педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников и различных педагогов-специалистов.

        Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

         Необходимо различать специальную и общую готовность к учению ребенка в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.

        Физическая готовность – это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки), хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелкий, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом, наличие устойчивой умственной работоспособности, достаточное развитие культурно-гигиенических навыков и др. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе.

         Под психологической готовностью понимается прежде всего уровень интеллектуального развития, наличие сильных и устойчивых мотивов учения. К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Объем этих знаний определен программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные сведения, а овладели системой взаимосвязанных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе.

         Большое значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.

       Важным компонентом психологической готовности ребенка к учению в школе является нравственно-волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т.д. В понятие нравственно-волевой готовности включаются также те моральные качества, которые помогут ребенку войти в новый, школьный коллектив.

         Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что преемственность заложена в самой природе обучения и воспитания детей, является их атрибутом. Под преемственность понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Исходя из особенностей и природы изучаемого явления, определена цель осуществления преемственности – создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из учреждения дошкольного образования в начальную школу.

Процесс осуществления преемственности условно можно поделить на отдельные последовательные этапы:

1) формирование готовности детей в учреждении дошкольного образования к обучению в начальной школе;

2) адаптация детей к условиям обучения в начальной школе;

3) развитие учащихся  в начальной школе на основе использования элементов формирования готовности и педагогических технологий учреждении дошкольного образования.

Цель осуществления преемственности достигается  на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов учреждения дошкольного образования и начальной школы, совместной подготовки педагогов учреждения дошкольного образования и учителей начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания.

свернуть

10 советов родителям будущих первоклассников

Десять советов родителям будущих первоклассников

 

Совет 1. Помните, что Вы выбираете школу не для себя, а для Вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.

Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.

Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться Ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли дополнительные занятия).

Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак – не придется ли вставать слишком рано?

Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущим учителем Вашего ребенка.

Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (секции, музыкальная школа, кружки).

Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.

Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.

Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

 

 

свернуть

Рекомендации родителям "Что должен уметь будущий первоклассник?"

Рекомендации родителям

«Что должен уметь будущий первоклассник?»

 

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?

Общий кругозор

6-7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

  • свое имя, фамилию и отчество;
  • свой возраст и дату рождения;
  • фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
  • имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
  • свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
  • страну, в которой живет, и ее столицу;
  • основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
  • основные цвета и их оттенки;
  • части тела человека;
  • предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
  • профессии, виды спорта;
  • виды наземного, водного, воздушного транспорта;
  • известные русские и белорусские народные сказки.

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

Развитие речи

Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:

  • четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
  • выделять определенный звук в слове интонацией;
  • определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
  • определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
  • произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
  • называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
  • различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
  • знать разницу между гласными и согласными звуками;
  • называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
  • отвечать на вопросы и уметь их задавать;
  • составлять рассказ по картинке;
  • последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
  • понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
  • сказать несколько предложений о заданном предмете;
  • составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
  • различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
  • заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
  • отгадывать загадки.

Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.

         Математика, счет

Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:

  • знать цифры от 0 до 9;
  • уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
  • уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
  • понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
  • уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
  • уметь сравнить количество предметов в двух группах;
  • решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
  • знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
  • уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
  • ориентироваться в понятиях «слева-справа-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.

Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков счета, Вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.

Моторика, подготовка руки к письму

Будущий первоклассник должен уметь:

  • правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
  • складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
  • рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
  • закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
  • проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
  • писать по образцу печатные буквы;
  • аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
  • лепить из пластилина и глины;
  • клеить и делать аппликации из цветной бумаги.

Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки!

Должен ли первоклассник уметь читать?

Это один из самых спорных вопросов, в ответе, на который не сходятся даже педагоги. С одной стороны, современная школа имеет довольно напряженную программу, и кажется, что ребенку лучше знать к 1 классу как можно больше. С другой стороны, есть мнение, что учить читать детей необходимо по определенным правилам, и не все родители им следуют.

Так что же в итоге, стоит ли учить дошкольника читать? Здесь нужно подходить к каждому ребенку индивидуально. Если у вас замечательно, получается, обучать малыша в игровой форме, ему интересно учить буквы и складывать их в слоги и слова – радуйтесь! С тем учетом, что в школе на освоение азбуки отводится, не так уж много времени (около 3 месяцев), а многие дети к 1 классу уже умеют читать, скорее всего, навык беглого чтения действительно облегчит жизнь вашему первоклашке. Некоторые педагоги предупреждают родителей, что будущие школьники должны уметь читать хотя бы по слогам, со скоростью не менее 20-30 слов в минуту.

Но если с обучением чтению дома возникли проблемы, не заставляйте ребенка читать насильно. Иначе Вы вызовете обратную реакцию – отвращение к книгам и учебе вообще. Для многих детей обучение чтению является сложной и растянутой во времени задачей, и это совершенно не говорит о низком уровне интеллекта. Если будущий первоклассник не умеет читать, в этом, в общем-то, нет ничего страшного. Хороший учитель в любом случае научит вашего малыша читать, и сделает это профессионально.

В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту. Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в слова: называйте слова на определенную букву или те, в которых она встречается, составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги или звуки.

Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!

свернуть

Советы учителя-дефектолога

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?

Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно - готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное - чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе. 

Для вас,  заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит вся последующая жизнь ребёнка.

На этапе подготовки:

  • Избегайте чрезмерных требований
  • Предоставляйте  право на ошибку
  • Не думайте за ребёнка
  • Не перегружайте ребёнка
  • Не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам.
  • Устраивайте ребенку маленькие праздники

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ

ИЗБЕЖАТЬ НЕКОТОРЫХ ТРУДНОСТЕЙ?

1) Организуйте распорядок дня:

  •  стабильный режим дня;
  •  полноценный сон;
  •  прогулки на воздухе.

2) Формируйте у ребенка умения общаться

  • Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми,   умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

3)Уделите особое внимание  развитию произвольности

  • Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

4)Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием  ребенка             

 Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.

  • Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов.
  • Составляйте рассказы по картинкам.
  • Следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки.
  • Можно заниматься с ребенком звуковым анализом  простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
  • Знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву.
  • Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.
  • Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать)
  • Научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
  • Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание (но - небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
 
свернуть

Советы педагога-психолога

Консультация

«Скоро в школу. Как родители могут помочь будущему школьнику?»

 

 Подготовила: педагог-психолог

Кондратович Е.В.

 

Умение читать, считать и писать, которые ваш малыш приобрел в учреждении дошкольного образования, еще не является показателем того, что он готов к школьному обучению.

Что означает понятие «готовность ребёнка к школе»?

Представьте готовность вашего ребенка к школе в виде цветка. Для того чтобы он распустился, нужны крепкие корни. Корни – это хороший уровень развития памяти, внимания, воображения, логического мышления, волевых качеств. Почва – среда, в которой развивается малыш. Питание цветок получает через листья – уровень психического развития и уровень саморегуляции. Эти две составляющие имеют просто огромное значение для успешного усвоения учебного материала.

Довольно часто встречаются родители, чьи дети не могут сконцентрировать внимание на учебных заданиях, не способны слушать учителя. Мамы отмечают: в начале учебного года малыш с радостью шел в школу, а спустя некоторое время желание учиться пропадало. Ребенок становился вялым, болезненным или, наоборот, превращался в маленького деспота и драчуна. И даже если раньше первоклашка умел достаточно хорошо читать, успеваемость в целом существенно снижались, по сравнению с детьми, хуже подготовленными к школе.

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Детские психологи выделяют несколько критериев готовности ребёнка к школе.

Физическая готовность. Обучение в школе связано с большими физическими и психологическими нагрузками. Заполняя медицинскую карту ребёнка перед поступлением в школу, вы легко сможете сориентироваться в данном вопросе и получить консультацию у врачей-специалистов. Если у ребёнка есть серьёзные проблемы со здоровьем и вам рекомендованы специальные формы обучения или специальная школа, не пренебрегайте советами врачей.

Интеллектуальная готовность. Она включает в себя багаж знаний ребёнка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, воспроизводить данный образец; развитие мелкой моторики; концентрация внимания и др.). Интеллектуальная готовность – это не только умение читать и писать, но и развитие речи (умение ответить на вопрос, задать вопрос, пересказать текст), умение рассуждать и мыслить логически.

Социальная готовность. Это потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Психологическая готовность. С этой точки зрения готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не только внешней стороной (замечательный ранец, красивая ученическая форма), но и возможностью получать новые знания и умения. Ребёнок, готовый к школе, желает учиться и потому, что ему хочется занять определённую позицию в обществе, открывающую доступ в мир взрослых, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.

Как узнать, готов ли ребёнок идти в школу?

Школьными психологами разработаны специальные методики, позволяющие определить уровень готовности ребёнка к школе. Обратитесь за помощью к психологу, работающему в детском саду, который посещает ваш ребёнок.

Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определённым запасом знаний. Сейчас психологи и педагоги утверждают, что знания — это не цель, а средство развития ребёнка. Главное – это не само знание, а умение им пользоваться, самостоятельно его добывать, анализировать. Поэтому самым важным элементом подготовки ребёнка к школе является формирование умения учиться. Учите ребёнка сознательно подчинять свои действия общему правилу (например, читать книгу сидя, соблюдая расстояние от глаз до книги 25–30 см), внимательно слушать говорящего и точно выполнять данное задание, проявлять самостоятельность, инициативу, творчество в любом виде деятельности.

Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире. Если вы не будете отмахиваться от возникающих у ребёнка вопросов, не будете отгораживать его от окружающей взрослой жизни – подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

Развивайте устную речь будущего школьника. Как можно чаще читайте своему ребёнку детскую литературу; беседуйте с ним о прочитанных произведениях; чаще просите ребёнка пересказать только что услышанную им сказку или рассказать о том, что интересного он увидел во время прогулки.

Чаще превращайте повседневные просьбы в развивающие задания. Например, для лучшего ориентирования ребёнка в пространстве эффективны следующие задания:

  1. Подай, пожалуйста, чашку, которая стоит справа от тарелки.
  2. Найди на верхней полке третью книгу, считая справа налево.
  3.  Скажи, что находится в комнате за комодом, между стулом и диваном, за телевизором.

Развивайте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, штриховки, конструирования из различных деталей. Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научиться писать, тем быстрее развивается его интеллект.

Приучайте будущего первоклассника к школьному распорядку – рано ложиться спать и рано вставать. Прививайте ему привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом, мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи, соблюдать порядок.

Воспитывайте у ребенка позитивное отношение к школе. Попробуйте создать «благоприятную обстановку» вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрый учитель и множество новых положительных эмоций. Никогда не запугивайте ребенка школой!

Чтобы у ребенка возникло ощущение, что он вступает в новую полосу жизни, измените его жизнь: сделайте перестановку в комнате, придумайте ему новые, более взрослые, обязанности и т.д.

 

свернуть
поделиться в: