Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования администрации Ленинского района г. Гродно
Государственное учреждение образования

Детский сад № 61 г.Гродно

Гражданско-патриотическое воспитание

Национальные праздники Республики Беларусь

День Конституции

15 марта 1994 года была принята Конституция независимой Республики Беларусь.

День единения народов Беларуси и России

Главный праздник Союзного государства Беларуси и России отмечается 2 апреля. Именно в этот день в 1996 году Президенты России и Беларуси Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали в Москве Договор о Сообществе Беларуси и России. Через год, 2 апреля 1997 года, был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, который лег в основу процессов интеграции двух государств.

День Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь

2-е воскресенье мая – День Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь.

Праздник посвящен главным символам страны, которые воплощают идеи национального единства и являются важнейшими атрибутами суверенитета и независимости Республики Беларусь.

День Победы

9 мая Республика Беларусь празднует победу над фашизмом в Великой Отечественной войне (Второй мировой). В стране это одна из самых почитаемых дат, так как победа досталась огромной ценой – погиб каждый третий белорус.

Ветераны войны в Республике Беларусь пользуются особым почетом, поэтому торжественные шествия ветеранов – главное праздничное мероприятие Дня Победы. Они проходят по всей стране.

День Независимости

 День Независимости – главный государственный праздник. Он отмечается 3 июля – в день освобождения в 1944 году города Минска от немецко-фашистских захватчиков.

Главное мероприятие праздника – торжественный парад. В Минске он проводится на проспекте Победителей и напоминает о том, что белорусский народ ценой немыслимых потерь завоевал свободу страны, а также демонстрирует достижения суверенной Республики Беларусь.

Праздники и памятные дни в Республике Беларусь

1 января – Новый год.

7 января – Рождество Христово (православное).

23 февраля – День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь. Хотя главные герои этого дня военнослужащие, в Республике Беларусь он считается праздником всех мужчин.

8 Марта – День женщин. Праздник был учрежден вскоре после революции 1917 года. В Республике Беларусь 8 Марта является праздником Весны и днем, когда чествуют женщин.

1 Мая – Праздник труда. День труда – один из популярных праздников в Республике Беларусь. В этот день проводится множество концертов и других зрелищных мероприятий. Многие празднуют его, устраивая пикники. Подробнее о кухне Республики Беларусь

7 ноября – День Октябрьской революции.

25 декабря – Рождество Христово (католическое).

Памятные дни

В Республике Беларусь официально установлены памятные дни, в которые принято вспоминать жертв великих трагедий, отдавать дань уважения умершим.

День поминовения умерших (Радуница)  9-й день после православной Пасхи. В этот день принято посещать кладбища, приводить в порядок могилы родственников и близких людей.

26 апреля – День чернобыльской трагедии.

22 июня – День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны.

Народные праздники

Наряду с официальными в Республике Беларусь остаются популярными древние народные праздники, один из которых – Купалье. Он отмечается в ночь с 6 на 7 июля. Празднование сопровождается народными обрядами, песнями, хороводами. Обязательные атрибуты праздника – ритуальные прыжки через костер и купание.

Календарь праздничных и памятных дней, которые являются нерабочими в Республике Беларусь

1 января – Новый год. 
7 января – Рождество Христово (православное). 
8 Марта – День женщин.
9-й день после православной Пасхи - Радуница 
1 Мая — Праздник труда. 
9 Мая — День Победы. 
3 июля — День Независимости Республики Беларусь. 
7 ноября – День Октябрьской революции.
25 декабря – Рождество Христово (католическое).

свернуть

Семь чудес Республики Беларусь

 

     Мемориальный комплекс «Брестская  крепость-герой» >>

   Символ мужества нашего народа. Крепость была построена в 1842 году, но    всему миру стала известна благодаря героической обороне 1941 года. Одна           из  надписей в крепости гласит: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина.  20.VII.41 г.». Штурм крепости фашистами начался в 3.45 22 июня, а последние  очаги сопротивления советских солдат были подавлены только в начале августа.
 

    Национальный  парк «Беловежская пуща» >>

   Величественный природный памятник, наиболее крупный остаток реликтового  первобытного равнинного леса, который в доисторические времена произрастал  на территории Европы. В пуще зарегистрировано более тысячи деревьев-  великанов, в  том числе 400 - 600 летние дубы. Здесь обитает самая крупная в мире популяция зубров.

Бобруйская крепость >>

Первое летописное упоминание о Бобруйске относится к 1387 году, а в 1810 году по указу императора Александра I здесь развернулось строительство новой крепости, уже через 2 года прославившейся мужеством своих бойцов в ходе войны с Наполеоном I. Бобруйская крепость сыграла видную роль в судьбе декабристского движения, с ней также связана одна из первых контратак советских войск против германской армии в годы Великой Отечественной войны.

Софийский собор >>

 Шедевр архитектуры. Собор Святой Софии в Полоцке - один из первых  православных оборонных храмов. Он был построен византийскими зодчими в  1044 - 1066 годах. Тогда могущественным Полоцким княжеством правил  Всеслав Чародей. Собор несколько раз перестраивали, менялась власть,  умирали государства, а святая София как стояла, так и стоит, напоминая    белорусам о могуществе нации.

 Замковый комплекс «Мир» >>

 Уникальный памятник архитектуры ХVI века. В его конструкции  прослеживаются элементы готики, ренессанса и барокко. Высота стен замка с  составляет 13 метров, а ширина доходит до трех метров. Первая частная  каменная резиденция на белорусской земле принадлежала Ильиничам, князьям Радзивиллам (с 1569 г.), Витгенштейнам (1813 г.) и Святополк-Мирским (с 1891 г.). Рядом с замком расположена усыпальница князей Святополк-Мирских.

 Озеро Нарочь >>

  Самый большой естественный водоем Беларуси. Его площадь - 79,6 кв. км,  максимальная глубина - 24,8 м. Чтобы пересечь белорусское море по линии  наибольшей длины, надо пройти 13 км, в ширину оно достигает 10 км.  Ихтиофауна озера насчитывает 25 видов рыб, среди них судак, угорь, налим,  амурский сазан, сиг.

Будславский костёл бернардинцев >>

 По легенде, костел в Будской пуще возник в связи с чудесным явлением здесь в 1588 году Пресвятой Девы Марии, описанным в хронике бернардинского летописца Томаша Дыгоня. В костеле хранится написанная в 1598 г.  икона Божьей матери, подаренная папой римским Климентом XVIII.
свернуть

Маршруты выходного дня

Уважаемые родители, предлагаем Вам маршруты выходного дня для совместного времяпрепровождения с детьми. В предложенных тематических экскурсиях, прогулках, походах, ребенок не только улучшает физическое здоровье, а так же получает первые и самые важные представления о родном городе, малой Родине, узнает много о трудовых, духовных, культурных традициях. Эти походы, экскурсии, прогулки способствуют патриотическому воспитанию, т.к. чувство Родины у ребенка связано с местом, где он родился и живет.

Маршрут № 1
Пешеходная экскурсия "Памятные места г. Гродно"

Маршрут: улица Замковая, 20 Гродненский государственныйисторико-археологический музей (экспозиция "Память и боль белорусской земли") - площадь Советская (Танк Т -34 установленный в честь воинов, участвующих в освобождении г. Гродно 16 июля 1944 года) - парк Ж.-Э. Жилибера (Братская могила воинов и партизан).

 

Маршрут № 2

Автобусно-пешеходная экскурсия

«Гродно в годы Великой Отечественной войны»

Маршрут: Гродно (Мемориальный комплекс воинам-пограничникам Беларуси, мемориальный комплекс «Курган Славы») – Коробчицы (историко-культурный комплекс «Гродненская крепость-партизанский лагерь») – Августовский канал (оборонительные сооружения «Линия Молотова», форт № 2).

В рамках экскурсии можно познакомиться с событиями Великой Отечественной войны на территории Гродно, посетить экспозицию военной техники под открытым небом на Кургане Славы, осмотреть фортификационные сооружения Гродненского укрепрайона первой и второй мировых войн.

Маршрут № 3

Пешеходно-велосипедная экскурсия

"Здесь начиналась война"

Маршрут проложен по местам, связанным с началом Великой Отечественной войны и посвящен изучению подвига героев первых её героических и трагических дней. Благодаря исследованиям последних десятилетий удалось восстановить многие неизвестные до этого трагические подробности начала войны.

Программа экскурсии:

1 – шлюз «Немново», 2 – 68-й укрепрайон, 3 –шлюз «Домбровка», 4 – озеро Кавеня, 5 – озеро Ендреня, 6 – озеро Доргуньское, 7- д. Немново.

Маршрут № 4 

Автобусно-пешеходная экскурсия
«Фортификационные и инженерные сооружения
на Августовском канале»

Программа экскурсии:
г. Гродно, Мемориал погибшим пограничникам (начало маршрута) — форт в д. Наумовичи — д.Святск – г.п. Сопоцкин – д. Новики – погранзастава им. В. Усова – д. Лесная – шлюз «Домбровка» – д. Соничи – шлюз «Немново»

 

свернуть

Памятка "Как рассказать детям о Великой Отечественной войне?"

Памятка

«Как рассказать детям

о Великой Отечественной войне»

 

Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Только зная историю страны, народа, семьи, ребенок вырастит всесторонне развитым человеком, которому не чужд патриотизм. Для современных дошкольников Великая Отечественная война – далекое время, непонятное и очень туманное. Как же рассказать ребенку, что такое Великая Отечественная война?

Повествование о Великой Отечественной войне стоит начать с истории семьи.  С ребенком следует поговорить об этом. Рассказать о том, что вам рассказывали ваши родители, бабушки и дедушки о войне, о горестях и радостях во время войны. Если есть возможность, познакомить ребенка с ветераном Великой Отечественной войны. Мальчишкам будет интересно узнать о военной технике, о военных действиях, о знаменитых людях, отличившихся на войне. Девочкам интересно знать о подвигах женщин-героев во время войны. Обязательно сделайте акцент на том, что все эти герои, когда-то были такими же обычными гражданами страны, как каждый из нас. Их никто не учил защищать Родину. Они сами взяли на себя ответственность за будущее и били врага ради наших жизней.

Старый альбом. Всем детям интересно узнать, что было, когда их еще не было на свете. В каждой семье, наверное, есть альбом со старыми или даже старинными фотографиями. Пожелтевшие, они хранят изображения лиц тех людей, которые дали жизнь вашим родителям, а значит дали жизнь и вам. Ваша мама показывала вам эти снимки, рассказывая о них. Пришла пора и вам рассказать ребенку о прадедах – героях прошлого. Начните разговор, рассматривая снимки. Пусть прадедушка, которого ребенок никогда не видел, станет для него родным человеком. Расскажите о нем подробнее. Попытайтесь определить: на кого больше вы похожи – на маму, бабушку или дедушку? Обратите внимание малыша на то, каким статным, храбрым, мужественным выглядит он на снимке.

Начните свой рассказ так: «Давно на нашу землю пришли злые люди – враги, фашисты. Прадедушка и тысячи таких же смелых, как он, мужчин дали им отпор – отправились защищать Родину. Дедушка был танкистом. Вот здесь он стоит рядом с танком. Сражаться ему пришлось очень долго. Несколько раз прадедушка был ранен, поправлялся и вновь возвращался в строй». В процессе рассказа объясните ребенку незнакомые слова. Как правило, любят слушать такие рассказы, постоянно возвращаются к ним, просят вспомнить детали. И картина далекого прошлого запечатлеется в памяти ребенка.

 

Бабушкин сундук. Возможно, в вашем доме хранятся старые вещи. Некоторые из них стали настоящими реликвиями: военный ремень, трофейный бинокль или другие вещи. Дайте малышу полюбоваться этими «сокровищами», потрогать, рассмотреть со всех сторон. А потом честно ответьте на сотню волнующих вопросов.

Посетите с ребенком памятные места города. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Вы можете показать ребенку мемориалы, отвести его к Вечному огню, возложить цветы, рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.

Накануне праздника по телевидению будут транслироваться фильмы о войне и кадры военных лет. Не спешите выключить телевизор. Вместе с ребенком устройте семейный вечер просмотра военных фильмов. Посмотрите только отрывки. Маленький ребенок слишком впечатлителен. Обо всех ужасах войны ему знать не нужно.

 

 

Всё вместе сложится в общую картину и понимание, осознание ребёнком своей принадлежности к Великой истории, вызовет чувство гордости за своих предков и стремление быть достойным их.

 

свернуть

Консультация для родителей "Воспитание маленького белоруса"

Консультация для родителей

Воспитание маленького белоруса

 

          Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. 

   Патриотическое вос­питание в учреждении дошколь­ного образования основывается на планомерной и последова­тельной передаче ребёнку исто­рического и социального опыта белорусского народа, воспита­нии уважения к государствен­ным символам страны. 

Цель патриотического вос­питания дошкольников — фор­мирование первоначальных представлений о родном крае и уважительного к нему отно­шения, воспитание нравствен­ности, патриотических чувств, гражданственно-

сти и трудолюбия, сопричастности к

совре­менным событиям, приобщение к национальным ценностям и культурным традициям.

   Задачи патриотического вос­питания определены в учебной программе дошкольного образо­вания, а направления могут быть конкретизированы следующим тематическим содержанием.

История Беларуси: воз­никновение и развитие

Здесь важным аспектом являются:

- природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, природоохранная деятельность жителей Беларуси;

- национальный язык и его ценность; языки национального и межнационального общения;

- национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий;

- сведения из истории семьи и страны: быт предков; родо­словная; памятные места посел­ка, города и столицы; события Великой отечественной войны, защитники отечества;

- сведения из истории проис­хождения: названия поселка, го­рода, достопримечательностей, названия республики Беларусь и её столицы;

-  содружество с другими государствами: в промышлен­ности, творчестве, искусстве, образовании; в период Великой отечественной войны; ближ­ние и дальние страны, пред­ставления о других нациях, их культуре.

В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успешнее формируются положительные взаимоотношения с родными, близкими и окружающими людьми, потребность использо­вать полученные знания в разных видах деятельности. к основным новообразованиям в этом на­правлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности).

Ознакомление с символами Беларуси воспитывает гор­дость и уважение к государ­ственным символам; формирует представления о значении государственных герба, флага и гимна. При знакомстве с символами государства важно указать их назначение. Природные символы страны – это животные, птицы, деревья, цве­ты, которые характерны для Бе­ларуси (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевера, василька).

Сущность данного направле­ния состоит в том, что личность формируется как член общества, к которому она принадлежит. Для детей дошкольного возрас­та патриотические чувства свя­заны с дифференциацией основ­ных государственных символов, наличием представлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике.

Достопримечательности Беларуси:

-  исторические памятни­ки: храмы, монастыри, замки, дворцы, крепости, усадебно­-парковые комплексы;

-  архитектурные сооружения: памятники, музеи, театры, би­блиотеки, стадионы, мосты;

-  природные богатства: бо­танический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озера;

-  ведущие отрасли производ­ства, промышленности, сельско­го хозяйства: заводы, фабрики;

-   места для отдыха и развле­чений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий;

-  национальная кухня: про­дукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.

Направление ускоряет про­цесс взаимодействия детей с культурно-исторической сре­дой, адаптации к ней и самореа­лизации с учётом индивидуаль­ных возможностей. Развивает любозна­тельность к месту или объекту, которые являются историче­ским наследием, архитектурной ценностью в своем поселке или городе, столице страны; расши­ряет знания о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Беларуси.

Государственные и народ­ные праздники: День Конституции, День единения народов Беларуси и России, День Победы, День Государственного герба Ре­спублики Беларусь и Государ­ственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики);

-  национальные праздники: Рождество, Коляды, Маслени­ца, Пасха, Радуница, Благове­щение, Купалье, Дожинки, День памяти.

В ходе знакомства с праздниками у детей формируются личностные качества: эмо­циональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное отношение к родным, близ­ким и окружающим людям, потребность использовать на­копленные эмоционально­прочувствованные знания в творческой деятельности.

Люди, прославившие Бе­ларусь. Это защитники отечества, исторические личности, деятели спорта, науки, искусства. Содержательный компонент направления охватывает познавательную сферу, которая связана с осознанием своего отношения к богатому историческому наследию и современным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей ментальности. К основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжелательность, гостеприимство, добродушие, щедрость, сообразительность, поэтичность души и другие положительные качества.

Народные промыслы и искусство:

- тка­чество; гончарство; токарное ремесло; изготовление мебели;

-  народная медицина: исполь­зование продуктов питания в лечебных целях;

-  декоративно-прикладное искусство: ткачество, вышив­ка, художественное украшение рушников, их предназначение; изделия из соломы, льна, под­готовка материала, украшение изделий; керамика и её виды, изделия из глины, процесс лепки; изделия из дерева, лозы, бересты;

-  изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство.

Эти знания расширяют знания о культуре страны, приобщают де­тей ко всем видам национального искусства; развивают интерес к созданию предметов рукотворно­го мира и обогащению предметно - ­развивающей среды учреждения дошкольного образования; раз­вивают умение осознавать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).

При знакомстве с белорусским народным творчеством формируется готов­ность ребёнка дошкольного возраста к участию в творче­ской деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; развивается гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.

К народному творчеству относятся:

-  белорусский народный фольклор: колыбельные, по­тешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;

-  белорусские народные му­зыка и танцы; белорусские на­родные инструменты (жалейка, лира и др.); хороводы;

-  народные детские игры в да­лёкие времена и в современной жизни, их примеры; народные праздники и игры;

-   народный кукольный театр: оформление Батлейки (аппли­кация соломкой; вытинанка; ху­дожественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (по­каз, участие);

- белорусский народный эти­кет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;

-   народные национальные ко­стюмы: материал, элементы, худо­жественное оформление, способ ношения частей костюма.

Содержание направления от­ражает характерные для нации действия и поступки, нормы поведения, методы и приёмы творческой деятельности, ис­полнения народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия учреждения дошкольного образования и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

 

свернуть

Памятка для родителей «Как воспитывать в ребенке патриота?»

Памятка для родителей «Как воспитывать в ребенке патриота?»

 

* Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

* Воспитание маленького патриота начинается с родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

* Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазины, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

* Познакомьте ребенка с памятными и историческими достопримечательностями города и государства. Рассказывайте ребенку о предках и об испытаниях, из которых они вышли с честью. Это могут быть рассказы о прадедушках, прабабушках – ветеранах Великой Отечественной войны, а также о ветеранах труда и их достижениях во благо Родины.

*Постарайтесь позитивно отзываться о стране, в которой живете, о ее достижениях, знаменитых в истории людях, событиях.

* Положительный эффект в формировании патриотических чувств и нравственных качеств личности ребенка будут иметь совместные просмотры передач, кинофильмов, фото и видео спортивных и культурных мероприятий, рассказывающих о людях, прославивших страну. Обсуждая с ребенком содержание просмотренного, позитивно оценивайте вклад соотечественников в жизнь общества.

* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

* Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

 

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать примерное поведение в общественных местах.

 

 

 

свернуть
поделиться в: